Свободное образование — II

Свободное образование — II

Что-то сильно засомневался в преимуществах свободного (негосударственного, внесистемного) образования.

С одной стороны вижу ошеломляюще быстрое развитие своих малышей, но на то они и дети, способности к развитию в них заложены изначально, сколько смогут — столько и изучат. Подумаешь, 2-летний малыш запомнил буквы и цифры, а 3-4 летние выстраивают в своих альбомах и конструкторах такое, чего я не умел и в школе.

С другой стороны я вижу подавляющее (как минимум в разы или на порядок) преобладание общего и интеллектуального умственного уровня между мои поколением (советская школа и вуз) и поколением наших детей (обучавшихся в постсоветское время, и многие уже с ЕГЭ). Может такие неэрудированные и неглубокие мыслью молодые людишки и нужны современному обществу. Но успешностью они не могут особо похвастаться, даже по сравнению с моим поколением. Но и работодатели не спешат с наймом тех, кому за 35. Один работодатель рискнул и польстившись на мо. квалификацию взял меня поработать. Честно говоря, хоть я ни в чем по результатам не уступал (и даже значительно обгонял) молодым коллегам, но чувствовал себя динозавром в обезьяннике. Отношения с коллективом складывались тяжело и я не остался.

Вернемся к свободному образованию.

Я успел увидеть эпоху дровяных печей и конного транспорта, без электричества и телевизоров, началоэпоху освоения космоса без персональных компьютеров и гаджетов и… только динозавров живых еще не видел))

Короче, я успел пожить в мире, который существовал несколько столетий практически без перемен (я учился писать перьевой ручкой из чернильницы, и учился читать по книгам изданным при царе горохе).

Я вижу насколько человечество рвануло вперед. И виже, что система образования осталась не уровне где-то позапрошлых веков, когда письма писались от руки и доставлялись пешей почтой.

Сейчас обмен информацией (а это самое главное в образовании!) ускорился и ускоряется постоянно в разы. Бессмысленно учить ребенка — будущего специалист, ученого, работника по технологиям столетней давности. Но наши учителя по другому и не умеют. Где взять учительские кадры нового времени? Пока научим — еще 1-2 поколения вырастет.

Выход один — дать детям полную свободу и предоставить им все возможности и ресурсы. Звучит страшновато, но на самом деле всегда в природе именно так и обучались все малыши всех живущих (кроме человеческих) существ.

Львица-мать, волчица-мать, павианиха-мать, корова-мать, даже акула-мать — все они ничем не ограничивают свободу самообучения их детенышей. Только издалека приглядывают за их безопасностью. И иногда таскают с собой на охоту или на пастбища, то есть поесть. И всё! Разве их дети выросли глупее родителей? Нет. Ученые даже отмечают, что коровы 21 века поумнее коров 19-20-го веков. Шутка. Хотя по моим наблюдениям макаки и другие звери нашей цифровой эпохи гораздо сообразительней макак, которых я видел в зоопарках советского союза.

Еще один «косяк», и по моему мнению — очень опасный, есть и существует в школах классно-урочного образования — армейская дисциплина, наследство обществ иерархической структуры. Общества всегда проецировали на школы свою систему. Все как в жизни — косарю — косарево, а кесарю — кесарево. Вместе со всеми сопутствующими социальными несправедливостями.

Да, встречается в современных школах дедовщина, угнетение и социальное неравенство. Нужны ли детям эти социальные навыки в мире блокчейна, цифрового равенства и общедоступной информации? Пока сеть будет иерархичной и цензурируемой — да, такие детки пригодятся и пополнят ряды киберпреступников.

Свободное образование — это свободный доступ ко всей информации. Незачем (и бессмысленно из-за несовершенства человеческой памяти) забивать голову информацией, которая устареет максимум через 2 года. Лучше уметь получать всю необходимую информацию и иметь к ней неограниченный доступ.

PS: Для сторонников запрета доступа детей к порнографии, наркотическим веществам и прочей гадости интернета. Доступ к этой информации возбуждает только тех, кто не имел к ней доступ. По моим наблюдениям, никто из детей, имевших в детстве доступ к такого рода контенту больше этим не интересуется. Выросли дети из морали запретного плода. Нет запретов — нет и интереса к этим плодам.

Заметьте, — самые успешные и «продвинутые» люди нынешнего времени — дети росшие с минимальными запретами (Стив Джобс — хиппи и баловавшийся наркотиками и порнографией), Цукенберг, Павел Дуров и др. Оспорьте, если сможете

Leave a Reply