История шашек ч.6: Алькерк
Снова наше расследование отбрасывает нас назад – во времена древнего Египта и к другой игре, конкретно – к Мельнице.
Игра в простейшую 3-шашечную Мельницу не вызывает у опытного игрока интереса, ибо при правильной тактике всегда кончается ничьей. Усложнить поле можно двумя путями. Можно вписать одну фигуру в другую (по этому пути пошла Европа), а можно соединить несколько простейших полей воедино – такая разметка встречается в Египте и Судане.
Завоеватели-арабы разнесли эту схему по свету, и когда испанцы отвоевали Пиренейский полуостров, то в качестве трофеев получили не только Гранаду и Альгамбру, но и загадочную игру, которую арабы называли «al-qirkat» («Крепость»).
Трудно сказать, насколько старо такое поле. В Египте, на крыше храма в Курне, среди прочих выбита и «четверная» Мельница киркат, но возраст этих игровых полей, на которые ссылаются большинство исследователей, вызывает большие сомнения. Можно определить примерную дату постройки храма, но не возраст рисунков. Пески пустыни стёрли следы обработки, но видно, что сделаны они небрежно, даже коряво, и этот факт как-то плохо стыкуется с искусством древних египтян, которые подгоняли многотонные каменные блоки с точностью до миллиметра.
Киркат, наравне с шатранжем и нардами, упоминается в 24 главе книги «Китаб аль-Агхани» («Книга песен») Абу аль-Фараджа аль Исфахани (897-967 гг. н.э.). Правила в ней не приводятся, но скорее всего киркат в то время был всё тою же Мельницей. Рисунки характерного игрового поля вырезаны на камнях средневековой мельницы (гхм!) в Арройо-де-лос-Молинос в Андалусии и в Кафедральном соборе в Оренсе, в Галисии.
Когда и как арабский аль-киркат из Мельницы стал шашечной игрой (да и был ли он ею), точно неизвестно, но скорей всего, произошло это уже в Испании. Мавританские династии правили значительной частью полуострова в период между 711 и 1492 гг. н.э., однако точно известно, что в 1283 году алькерк уже был шашечной игрой – именно таким он описан в «Книге игр» короля Альфонсо X.
Подобная метаморфоза не могла произойти в одночасье. Несомненно, между этими двумя концепциями существовал промежуточный вариант – им были зажимные игры типа «Лисы и гусей». В описании игры «Охота на зайца» из той же «Книги игр» «заяц» сражается с двенадцатью «собаками», при этом игра ведётся на перекрестьях сетки 5х5, тождественной сетке кирката. Этот вариант конкистадоры позже завезли в Америку.
Подобные игры с ловлей фишки на доске 5х5 с перекрестьями есть в Индии, Бирме, Таиланде, Китае, Монголии, Корее и Японии. Некоторые (например, Bagh Bandi) представляют собой ещё один своеобразный «промежуточный вариант» между зажимной игрой и столбовыми шашками.
Что любопытно – в трактате Альфонсо X нет даже упоминания о хнефатафле (а также о петтейе и латрункулях) – к XII веку эти игры уже полностью исчезли, вымерли как динозавры. Правда, нет там и шашек – они ещё не появились. Больше того: алькерк – вообще единственная шашечная игра, которая описана в этой книге.
Испанцы переиначили «аль-киркат» в «алькерк» (alquerque), точно так же, как реку Вад аль-Кебир – в Гвадалквивир, Джебел аль-Тарик – в Гибралтар, а «страну вандалов» – Билад аль-Вандалуз – в Андалусию. (Иногда я пишу «альКУЕрк», хотя в последнее время в русском языке всё чаще встречается «альКЕрк», а там краткое «у»; на мой взгляд, это всё равно что «queen» произносить как «кин». В СССР было принято старое написание, но по-видимому, нормы транскрипции поменялись)
Так или иначе кто-то сделал следующий шаг. Наверное, это произошло не в одном месте и не с одним человеком. В Испании, где некоторые ещё помнили римлян, игроки могли взять только «гусей» – и сыграть ими по «лисьим» правилам. В «Охоте на зайца» было 12 фишек +1; легко заметить, что если взять два набора и расставить их на доске – получится как раз классический испанский алькерк. Чтоб отличать его от других игр на этой доске, его так и называли: «12-шашечный алькерк» («12-men alquerque»). Правила при этом изложены в самом общем виде, многие важные моменты игры не описаны вовсе.
Вот текст из книги:
«Это 12-шашечный алькерк, в который играют всеми фишками.
И мы начнём сперва с игры в 12-шашечный алькерк, потому что он больше, чем остальные игры алькерка, и он играется с большим фишек (…). И у него есть кости для удачи, ибо удача нужна, когда игроки в алькерк бросают эти кости, чтоб определить, кто ходит первый.
А играется он таким образом: на доске для алькерка должны быть двадцать пять мест, где фишки могут быть размещены, и там должны быть двадцать четыре фишки. А ставят двенадцать одного цвета на одной стороне и остальные двенадцать – с другой при построении войска. И одно место остается в центре, чтобы играть.
И тот, кто ходит первым, имеет неприятность, потому что он вынужден сходить в это пустое пространство. А другой игрок перемещает свою фишку на пустое место за <нею> и захватывает ту, которая ходила первой. Этот игрок захватывает фишку второго игрока, перепрыгивая через неё с одного <свободного> пространства на другое в соответствии с прямыми линиями на доске и на столько фишек, сколько сможет, и другой игрок делает то же самое.
Фишка <которая> ходит первой, всегда c первой попытки <бывает> захвачена какой-нибудь <фишкой> с другой стороны. Другой же игрок хорошо защищён от нападения благодаря понимаю хода, который он желает сделать, дабы наилучшим образом защитить свои фишки.
А другой делает то же самое, <только> узнав, как его соперник намерен поступить с ним, и, следовательно, он находится в невыгодном положении, тот, который ходит первым. И он охраняет свои фишки всё хуже и теряет их быстрее, и проигрывает. Если оба игрока знают, как играть, они оба могут связать (?) игру. Вот рисунок доски алькерка и расположения фишек в пространстве».
Как видите, в «Книге игр» сказано не всё. Слишком многое нуждается в уточнении:
- Ходит фишка на одно соседнее поле, или может двигаться на любое количество?
- Превращается ли фишка на последней горизонтали в дамку, и если да, то как она после этого ходит?
- Могут ли фишки ходить назад? А если нет, разрешается ли им рубить назад?
- Обязательно ли взятие фишки?
- Обязан ли игрок довести серию взятий до конца?
- Игрок должен был рубить ветку, где было максимальное количество фишек, или мог выбрать другой вариант?
- Запрещалось ли фишке возвращаться на поле, с которого она только что ушла?
- Вообще, иллюстрация из «Книги игр», описывающая алькерк, наводит на странные мысли. Взгляните на неё внимательно (она большая, кликните – откроется).
Игроки держатся за фишки, которые, согласно правилам, в такой позиции никак не могут сделать ход. При этом фишки на поле – не плоские шашки, а практически шахматные пешки (даже сейчас в алькерк на маленьком поле удобнее играть объёмными фигурками чем плоскими фишками, ибо расстановка очень плотная). Рядом с играющими сидят вооружённые люди – это тоже непонятно. Почему-то мне кажется, что на рисунке изображена какая-то историческая сцена, и драки там не миновать. Хотя, скорее всего, телохранители с луками – аллегорическая иллюстрация игрового процесса, ведь первого, кто ходит, «срубают». Немудрено поэтому, что у игроков такой растерянный вид. Начинать игру, по-видимому, выпало тому, что справа. Охранник даже положил ему руку на плечо, как бы говоря: «Ничего не поделаешь: не повезло». Очень интересная сцена, хоть исторический роман пиши. Так или иначе, эти загадки ещё ждут своего исследователя.
Роберт Белл и Гарольд Мюррей в своих книгах предложили разные трактовки правил.
По версии Мюррея правила алькерка таковы:
- При начальной расстановке доску заполняют поровну; на средней линии свои две фишки ставят справа, Центральное поле оставляют свободным.
- Игроки ходят по очереди. Белые и чёрные фишки абсолютно равнозначны, кто ходит первым, определяется жеребьёвкой.
- Фишка может ходить ортогонально или диагонально, на одно перекрестье согласно разметке (так же и рубит). Фишка не превращается в дамку (в принципе, это логично: дальнобойную фишку на таком маленьком поле просто негде применить, а ход назад и так разрешён).
- Рубка осуществляется прыжком на свободное перекрестье за фишкой противника. Если есть такая возможность, рубится сразу несколько фишек. Направление движения и выбор из нескольких вариантов зависит только от игрока. Рубить как в шашках (только максимально возможное количество) не обязательно, можно выбрать менее выгодный вариант.
- Взятие одной фишки обязательно, но это не относится к серии взятий: она может быть прервана в любой момент.
- Если фишка имела возможность рубить, а игрок не стал этого делать, соперник имеет право снять эту «раздражающую» фишку с доски. Согласно этому правилу (т.н. «Правило гнева») с доски могут быть удалены даже несколько фишек сразу.
- Если возможность рубить имели сразу несколько фишек, и одна произвела взятие (а другие нет), «правило гнева» не действует.
- В игре действует правило «Турецкого удара» (не допускается возвращение фишки в точку, где она находилась до начала хода).
- Цель игры – срубить и/или запереть все фишки противника.
- Если фишек осталось мало и они свободны, но уже не могут поймать друг друга, победа присуждается игроку, у которого на доске осталось больше фишек. При равном объявляется ничья.
Роберт Белл полагал, что фишки в алькерке не могут ходить назад (фишка, достигшая последней горизонтали, может двигаться только по ней вправо-влево), рубить назад тоже запрещено, дамок не существует, серия взятий должна быть доведена до конца, и фишка не может вернуться на поле, откуда пришла.
Получается, что Мюррей взял за основу ходы из архаичной «Лисы и гусей», в то время как Белл – современные шашечные правила, что вряд ли применимо к алькерку (при рождении новой игры могло появиться одно новшество, но не три-четыре сразу). Поэтому гипотеза Белла насчёт запрета хода и рубки назад, возможно, ошибочна. В остальном один вариант другого стоит.
Было ли взятие фишки в алькерке обязательным? Сегодня мы считаем его чем-то само собой разумеющимся, поскольку шашки без него – не шашки. Но в правилах из «Книги игр» говорится только о возможности захвата, а не его необходимости, автор пишет, что взятие после первого хода неизбежно, но дальше рассуждает, что фишки «защищают» друг друга, то есть, движется от частного к общему. Но в правилах не сказано, что захват НЕ обязателен (известны и такие шашечные игры, например, осетинские кены). Однако Белл, Мюррей и Парлетт в этом вопросе проявляют редкое единодушие: все трое считают, что взятие в алькерке было обязательным под страхом «правила гнева». Также они утверждают, что превращение шашки в дамку возникло позднее, под влиянием шахмат.
Некоторые исследователи полагают, что фишки в алькерке ходили как угодно, а вот рубили исключительно ортогонально («…в соответствии с прямыми линиями..»), но это бред: первый игрок может сходить b2-c3 или d2-c3 и запереть позицию – если рубка по диагонали запрещена, то свободного пространства у противника нет, игре конец.
Второй вопрос, не менее важный – могли фишки в алькерке ходить назад или нет. Запрет на обратное движение в шашках искупается превращением шашки в дамку на последней горизонтали. Дамка правит шашечной доской, шашисты идут на любые жертвы, чтоб заполучить вожделенную двойную фишку. С ликвидацией дамки исчезает и единственный элемент шашечной стратегии. В некоторых играх (например, в яванской суракарте) фишка, достигая противоположного края доски, вообще может продолжить ход… с первой горизонтали, словно доска тороидальная.
Голландец Арье ван дер Стойп в попытке докопаться до истины взял несколько вариантов правил алькерка и запустил компьютер играть за обе стороны (тот сыграл что-то около миллиарда партий). Анализ показал, что версия Мюррея (взятие обязательно, дамок нет, ход назад разрешён) даёт серьёзный перекос не в пользу начинающего игрока, который не может избежать потери первой фишки. Однако игра без обязательного взятия оказалась скучна: стороны могли убить полдня на одно тактическое построение. В итоге ван дер Стойп пришёл к выводу, что только вариант с дальнобойной дамкой, но без обязательного взятия делает алькерк играбельным. Иначе говоря, алькерк якобы уже был шашками во времена Альфонсо Мудрого, что тоже вряд ли: такой важный момент непременно был бы упомянут в правилах. К тому же, в европейских шашках в изначальном варианте дальнобойной дамки не было, откуда же ей взяться в алькерке?
Я не уверен, но мне кажется, что об отсутствии всяких дамок и т.п. лучше всего свидетельствует иллюстрация из «Книги игр» Альфонсо X: с такими «пешками», как на рисунке, трудно отметить дамку – их не перевернёшь и друг на друга не поставишь. Играть же с заменой фишек крайне неудобно – понадобится чуть ли не второй комплект. Можно, конечно, надевать на пешку какое-нибудь колечко, но зачем такие сложности, когда есть дюжина простых решений? Так что, превращения фишек в алькерке с вероятностью в 90% НЕ БЫЛО.
Правило запрета на повторение хода (возврата фишки), вроде бы, даже выглядит интересно, но только до тех пор, пока сам не начнёшь играть. На практике оказывается, что уже в середине партии необходимо постоянно помнить о двух-трёх своих фишках, которые не могут больше двигаться – и примерно столько же их у противника. Хорошо, когда тебе напоминает об этом компьютерная программа, но в реале ничего не получается планировать – игра превращается в тупую и мучительную «запоминалку»: может эта фишка ходить или уже нет. Это правило настолько бессмысленное и беспощадное, что вряд ли существовало в алькерке. «Турецкого удара» более чем достаточно.
А вот обязательная рубка очень оживляет игру. Сетка Киркат своеобразна, она похожа на восточную музыку, где есть мелодия, но нет гармонии. Тактические операции с жертвой фишки могут принести игрокам немало приятных моментов и острых ощущений. Поэтому записываем в плюс: вероятнее всего, рубка была обязательна.
Раз так, все различия в правилах сводятся к тому, разрешён или запрещён был в алькерке ход назад, а если запрещён – разрешена ли рубка в обратном направлении. С ходом назад игра намного динамичнее, но с запретом подобного хода можно строить более элегантные ловушки, к тому же, игра кончается не так быстро – на таком маленьком поле это может быть достоинством. По собственному опыту скажу, что в варианте без хода (и рубки) назад шансов выиграть у первого игрока всё-таки немного больше. Поэтому выбирайте сами. Мудрецы, которые писали книгу для испанского короля, почему-то не сочли нужным уточнить такие тонкости.
Если же фишки могли ходить и рубить в любом направлении, то алькерк превращается в игру «в одни ворота»: первый игрок может рассчитывать максимум на ничью, а выиграть при грамотных ходах соперника не может вообще никогда. Это отнюдь не значит, что игра бессмысленна: в крестиках-ноликах начинающий тоже всегда выигрывает, однако это не мешает людям играть в них уже много веков. Возможно, дисбаланс выравнивала система фолов и запретов, как в японских рэндзю, но мы о ней ничего не знаем.
Обычно в алькерк играют несколько партий с обменом сторонами, но поскольку результат фактически заранее предопределён, счёт идёт на взятые шашки. Чтобы уравнять шансы играющих, в наши дни применяется довольно сложная система подсчёта очков:
- Если проигравший потерял все свои фишки, победитель получает 2 очка за выигрыш и по 2 очка за каждую свою фишку, оставшуюся на доске.
- Если партия окончена, но на доске остались «запертые» шашки проигравшего, победитель получает 2 очка за победу и ещё по 1 очку за каждую запертую шашку. Свои фишки при этом в расчёт не идут.
- Может случиться и так, что у проигравшего окажется на доске останется больше шашек, чем у победителя. Тогда победитель получает только 2 очка за выигрыш, а проигравший – по 1 очку за каждую лишнюю шашку.
- При ничьей очки не начисляются.
Сегодня алькерк считается не более чем промежуточным этапом эволюции шашек, курьёзом, пустяковиной, поэтому хочу сказать несколько слов в его защиту. Алькерк, в отличие от шашек – игра на рубку, а не на проход, здесь выигрывает тот, кто срубит фишек больше, чем противник, а в условиях полной доступности доски это великолепная тактическая тренировка (шашки, например, пожертвовали половиной доски).
При этом алькерк и впрямь довольно неуклюж и, если так можно выразиться, малость несерьёзен. Если шашки с их чёткими перестроениями напоминают кавалерийскую атаку, а латрункули – фалангу пехотинцев, то алькерк похож на драку в узком переулке – с поножовщиной, подножками и прочими бандитскими ухватками. Увы, это наследие «лисьей» игры. Диагонали на доске расчерчены по типу Мельницы, поэтому на одних перекрёстках фишка имеет 8 степеней свободы, на других только 4, в результате у неопытного игрока возникает ощущение, что у доски не четыре угла, а все восемь. В середине партии эта особенность провоцирует игрока на острую позиционную игру, позволяя строить эффектные несимметричные ловушки и загонять противника в «плохие» перекрёстки, но при этом обедняет алькерк тактически. Поле 5х5, на котором испанский «заяц» и 12 «собак» чувствовали себя вольготно, слишком малó для 24 фишек. Начальная позиция несимметрична: у белых перевес на правом крыле и наоборот, это создает напряжённость, которая отсутствует во многих шашечных играх. Операции на флангах в дебюте невозможны, сперва идёт «расчистка» центра: первый ход всегда кончается взятием, и начинающий игру всегда находится в невыгодном положении. Как итог – количество дебютных вариантов сильно ограничено, и изучить их методом простого перебора не составляет труда.
И всё же… Всё же, алькерк великолепен! Топологические фортели, которые выделывают фишки на малюсенькой доске, порою просто изумляют. После медлительных латрункулей и неповоротливого хнефатафла алькерк должен был казаться современникам просто какой-то магической сигиллой. Это был огромный шаг вперёд, настоящий прорыв. В алькерке уже отчётливо просматриваются главные особенности шашек: это битва равнозначных отрядов по 12 фишек в каждом, где взятие осуществляется прыжком – и оно обязательно. Недаром эта красивая игра с простыми правилами распространилась по всей Африке и Азии. У алькерка было слишком много недостатков, чтобы он стал всенародно любим, игру неоднократно пытались улучшить и дополнить, но творческая мысль не шла дальше добавления вторых диагоналей и увеличения размеров поля. Чаще всего при этом росло и количество фишек: в начале игры доска оказывалась забитой до отказа, свободным оставался только центр. В конце концов эти противоречия раскололи семейство алькерка на две отдельные ветви: в одной фишки могли ходить только ортогонально, в другой – только по диагонали.
Однако прежде чем это произошло, люди придумали очень любопытные версии испанской игры.
Некоторые стоит рассмотреть особо.
Но об этом в следующий раз.
[Продолжение следует]