Обязательное или необязательное образование?

Обязательное или необязательное образование?

Пост, наверное, будет длинным. Тема такая!

Предисловие

Возвращаемся с прогулки с ребятами-предшколятами Бирюзовой школы-парк. Чуть меньше десятка в ребят 5-6 лет. Попутно идет мальчик лет 12-13.

-Ух ты сколько детей! Это все ваши? — спрашивает.

-Нет, — отвечаю.

-А-а, это детский сад?

Женька-пятилетка отвечает:

—Мы детский сад, мы — школа-парк!

-А это как? — спрашивает мальчик. Интеллигентный такой, аккуратно одет, в очках, лицо умное.

Я отвечаю:

-Это свободная школа. В ней нет оценок, уроков, классов. В школе-парк дети учатся и занимаются тем, что им интересно. — Понимаю, что объясняю не очень понятно. Но мальчик-то умный, поял, наверное в теме альтернативного образования и, вдруг, разразился сердитой тирадой:

-Сейчас все учат, все учатся. Школы разные, потом институт, высшее образование хотят получить, дипломы красные. А на работу потом не берут! — Догадываюсь, что не со своих слов повторяет. Все равно удивительно такое услышать от подростка, даже не старшеклассника.

Какое образование?

Я обдумал. Действительно, есть обязательное образование, ЕГЭ, программы. Институты разные, бюджетное или платное образование. А на работу не берут! И почему?

Какие-то остатки советского прошлого. Тогда на работу распределяли, на работу брали всех.

А сейчас не берут! Почему? Я, как руководитель коммерческой компании (был когда-то) отвечу:

Некого брать! Обучены плохо! Работать не хотят!

Не нужны в компании такие кадры. За редким исключением, молодежь учится по принципу лишь бы сдать тесты. В ВУЗ идут, потому что считается, что без вышки не устроиться. Им невдомек, что полученное образование (техническое, экономическое, медицинское, педагогическое, да и любое другое) устарели как минимум лет на 20. Не нужны заводам инженеры с кульманами, больницам врачи со скальпелями… этот список можно долго продолжать. Всем нужны молодые специалистами с компетенциями завтрашнего дня, а не вчерашнего. Потому что если возьмешь такого работника — придется его даже не дообучать, а обучать заново. Это во всех сферах!

Потому что цифровизация, информатизация, роботизация и т.п.

Но школы и вузы продолжают учить и выпускать специалистов уровня полувековой грамотности прошлого.

Вспомнил одного парнишку Сашу 11 лет, ходившего к нам в компьютерный клуб, и через неделю уже легко подменившего дежурного сисадмина. Саша прижился в клубе, но вскоре пришли очень сердитые родители и даже школьная учительница. Оказывается, Саша пропускает школу, учится плохо и очень отстает. Я удивился, потому что знал Сашу, как продвинутого программиста. Саша лихо разбирался в Linux, и писал довольно сложные программы на С++ и PHP для управления сетью и трафиком клуба. Саша был прирожденный программист, а вот литературц, география и физику с химией терпеть не мог, впрочем и математику тоже. Потому что это не надо при программировании. В свои 11 лет он был готовый специалист, замотивированный и увлеченный и я негласно платил ему ЗП  (КЗОТ не разрешает трудоустройство до 14 лет).

Новые школы

Сейчас много альтернативных школ. Но мне больше нравятся результаты свободных школ (не буду про демократические школы, так как имеются непонятки с терминологией). В свободных школах у детей самонаправленное образование. Что означает, что дети обучаются следуя своим интересам, предпочтениям, то есть внутренняя природа ребенка направляет его. Без принуждения, заинтересованно, в соответствии со своим характером и способностям. Так ребенок развивается быстрее и легче, и изучает то, что ему надо, а не то, что ему может быть пригодится.

(приглашаю к дискуссии. Продолжение следует)

Leave a Reply