Про моих «неуловимых»⁠⁠

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Когда мне исполнилось четыре года, «Неуловимые мстители» были самым популярным фильмом в СССР. Я помню, как мы в детском саду с энтузиазмом пели «Погоню» и «Тачанку». Песня «О тревожной юности» была нам еще непонятна, но она тоже стала одной из любимых в нашей группе.

Вскоре вышли «Новые приключения неуловимых». Нам обе части показывали так часто, что мы начали их путать. Обе части нам очень нравились, и после каждого сеанса мы просили: «Ещё!»

Мы готовы были смотреть эти фильмы снова и снова, ведь нам так нравились и сами картины, и их герои. Они были героями наших игр.

Уже прошло 58 лет, как этот фильм вышел на экраны.

Про моих "неуловимых"⁠⁠

История «Неуловимых мстителей» началась с успеха фильма «Великолепная семёрка» в советском прокате. Мосфильмовское руководство задумалось о создании своего «истерн-вестерна». За основу взяли повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята», уже экранизированную в 1923 году.

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Права на экранизацию повести купили у вдовы писателя за тысячу рублей. В марте 1963 года сценаристу Николаю Эрдману поручили создать новый сюжет про «красных дьяволят», основываясь на повести. Режиссёром фильма планировали назначить Александра Митту, но он отказался ради современного фильма про подростков «Звонят, открой дверь». Тогда в проект позвали молодого режиссёра Эдмонда Кеосаяна, который мечтал снять «наш, советский вестерн».

В это время из проекта выбыл Эрдман – за год он не смог придумать новую версию приключений подростков. Сценарий доверили Кеосаяну, который работал вместе со сценаристом Сергеем Ермолинским. 29 сентября 1964 года на сценарно-редакционной коллегии творческого объединения «Юность» приняли заявку на сценарий под названием «Знак четырех».

Переработав много литературы по истории махновского движения, в начале 1965 года сценаристы завершили работу. Завязка сюжета осталась прежней: Мишка с сестрой и друзьями пробираются к будёновцам, чтобы вступить в отряд и отомстить за смерть отца, убитого махновцами. Однако главных героев стало четверо: к Мишке и Дуняше Недоле добавили Валерку, сына питерского рабочего, тоже погибшего на фронте. Китайца, которого в первом фильме сделали негром, заменили цыганёнком – это было и аполитично, и романтично. В новом сценарии Яшка-цыган в конце погибал.


В сценарии было много отсылок к вестернам. Например, Валерка, самый образованный в четвёрке, увлекался книгами про индейцев. Махновцев он называл «бледнолицыми собаками», а Мишку часто сравнивал с «Неустрашимым Следопытом».

Сценарий «Новые приключения красных дьяволят» прошел несколько правок и был одобрен для съемок. Когда работа над «Стряпухой» завершилась, Кеосаян начал снимать «дьяволят». Из сценария убрали фигуру Нестора Махно, поменяли имена главных героев и внесли множество других изменений.

Режиссёр мечтал увидеть в главных ролях студентов ВГИКа, похожих на подростков. Но подходящих кандидатов не нашлось — все были старше. Тогда ассистенты решили поискать актёров среди школьников.

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Виктора Косых отыскали быстро. Он работал на Мосфильме вместе с отцом, Иваном Косых. К тому времени Виктор снялся уже в трех фильмах. Он же помог найти второго актера — Михаила Метелкина, с которым они вместе играли в «Мимо окон идут поезда».

Сложнее всего оказалось найти Ксанку. «Красивых и ярких девочек в московских школах было много, — вспоминает оператор фильма Добронравов. — Но нам нужна была та, которая действительно могла бы остановить самолет за крыло». Валю Кудюкову обнаружили в спортшколе, где она занималась многоборьем.


Цыгана искали дольше всего. Съемочная группа объездила множество цыганских таборов, но там не могли помочь: берите любого, но вместе с табором. Никто не решился взять на себя ответственность за целый табор. Уже подумывали заменить цыгана на грузина, когда на студию пришли два мальчика. Один, лет пятнадцати, играл на гитаре и пел, другой, помладше, танцевал. Они откликнулись на объявление в газете.

Старший сразу привлек внимание киношников, несмотря на то, что не совсем соответствовал придуманному образу — у него был длинноватый нос и он был лыс, что сразу заметили. Когда ребят повели на пробы, старший вдруг исчез. Когда он появился, у него уже были длинные закрученные локоны. По пути он забежал в соседний павильон, где снимали «Ромео и Джульетту», и украл парик Ромео. Так в группе появился четвертый актер — Василий Васильев.

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Ролану Быкову хотели предложить роль атамана Бурнаша, а Ефима Копеляна рассматривали на роль Лютого. Однако, когда Быков отказался, распределение ролей изменилось: атаманом стал Копелян, а Лютого сыграл более молодой актер Владимир Трещалов.

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Роль Бубы Касторского изначально предложили Эммануилу Геллеру. Однако в Доме кино Кеосаян встретил Бориса Сичкина. «Эдик, слышал, у тебя есть интересная роль для меня?» – сразу спросил Сичкин. «Как раз вовремя! Есть роль, и только для тебя. Никаких проб. Ты в фильме!». Так Борис Михайлович получил роль, которая сделала его суперпопулярным.

По сценарию Буба Касторский должен был появиться в кадре один раз, чтобы объявить номер. Но на съёмках Сичкин начал импровизировать и значительно расширил свою роль.

Про моих "неуловимых"⁠⁠

На одном из худсоветов по фильму предложили добавить больше юмора. Кеосаян прислушался и пригласил Савелия Крамарова, чтобы тот стал главным источником комичности в картине.

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Во время работы над фильмом появилось и новое название. Долго выбирали между «Неуловимыми из Гуляй-Поля» и «Мстителями из Гуляй-Поля», пока Косых и Метёлкин не предложили объединить эти варианты.

Все натурные съёмки проходили летом 1966 года в Херсонской области. Актёры сами выполняли большинство трюков. Четырёх молодых актёров тренировали почти три месяца: учили верховой езде, самбо и плаванию. Дублёры у них были, но чаще они играли «бурнашей» сами. Несмотря на подготовку, травмы всё же случались.

«В сцене, где Данька останавливает бешеных лошадей, — рассказывал Виктор Косых, — я неудачно выскочил на дорогу, и лошади свернули в сторону. Оглоблей меня сбило с ног, и вся тачанка проехала по мне. Трудно поверить, но тогда я самостоятельно встал на ноги. Ни перелома, все зубы на месте…»

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Виктор Косых вспоминает, как снимали сцену погони Даньки за Лютым. По его словам, эпизод должен был получиться очень динамичным.

Во время очередного дубля они стояли на крыше, и вдруг Лютый (актёр Владимир Трещалов) прыгнул вниз. Всё шло хорошо, пока конь не отступил в сторону. В результате Виктор промахнулся и оказался вне седла.

В следующем дубле они снова бежали по крыше. На этот раз обе лошади внезапно сорвались с места, хотя никто не знал, почему. Лютый прыгнул на землю, а Виктор — ему на плечи. К счастью, Лютый был человеком с отличным чувством юмора. С криком «И-го-го!» он проскакал со своим партнёром по площадке своеобразный «круг почёта».

Однако нужно было продолжать съёмки. Режиссёр Кеосаян придумал, как решить проблему. Он попросил детей громко кричать, чтобы заглушить топот актёров по крыше. Этот трюк сработал один раз. Но в следующий дубль лошади уже пугались криков.

Тогда решили пойти на хитрость: в бочку налили сахарный сироп и обмазали им стены сарая. Только после этого съёмки наконец-то удалось завершить.

Про наших "неуловимых" Длиннопост, Как это сделано, Неуловимые мстители, Советское кино, Интересные факты о кино, Фильмы

Тяжело проходили съёмки горящего моста. Успеет ли состав проехать по нему. Для эксперимента рядом построили точно такой же мост и подожгли его, чтобы засечь время горения. 34 минуты. Решили что успеют снять. Но режиссёр решил не рисковать возрастным актёром Кашириным (машинист поезда) и сменил его на время съёмок эпизода. Погоняв паровой несколько часов туда-сюда, Кеосаян дал команду «Мотор!» Но не смотря на всю подготовку, всем было очень страшно – вдруг мост рухнет раньше чем было на макете? Но всё прошло успешно.

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Не обошлось и без вырезанных сцен. В основном конечно это были монтажные срезки, типа «Ксанка, получив записку от Даньки, спешит в балку, к ожидающим ее друзьям» или «Данька крадется по крыше трактира». Но были и более серьёзные сцены. Например, Данька, после того как его выпорол Лютый, лежит в артистической повозке, за ним ухаживают белокурая Жази и Касторский, в бреду Данька произносит: «Не уйдешь. Мы еще свидимся»Или существенно укороченная речь атамана Бурнаша. В фильм вошла только концовка. Вот фраза из неё, которую убедительно посоветовал вырезать худсовет: «Революция в огне своем все старое спалит! Сбудется вековая мечта лучших умов человечества — вождей рабов Рима, коммунаров Парижских баррикад, всех борцов за идеи свободы! И я клянусь не выпускать из рук святое знамя анархизма, пока стучит мое сердце и бьется в жилах кровь! Да здравствует свобода!»

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Но больше всего оператор фильма Федор Добронравов жалеет сцену, которую вырезали с формулировкой «Не надо нашим мальчикам показывать голых девочек». Речь идёт о сцене купания Ксанки в реке, нечаянно подсмотренную Яшкой. Дело в том, что изначально планировалось, что никто кроме Даньки не знает что Ксанка девочка. Все считали её мальчишкой Стёпкой. Тайна раскрылась именно во время купания.

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Фильм вышел на экраны 29 апреля 1967 года и сразу стал триумфом. Зрители аплодировали героям, когда те появились на сцене после показа. За первые два месяца ленту посмотрели около 30 миллионов человек. Успех был таким ошеломляющим, что Госкино одобрило продолжение. На встрече с поклонниками Кеосаян объявил, что уже приступил к подготовке съемок второй части «Неуловимых мстителей».

«А вдоль дороги — мёртвые с косами стоят. И тишина…»

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Судьба четвёрки «мстителей»

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Виктор Косых

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Виктор Косых известен многим зрителям по роли Кости Иночкина в фильме «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Однако наибольшую популярность и признание он получил благодаря образу Даньки в «Неуловимых мстителях». За свою карьеру актер снялся в более чем 50 фильмах, среди которых «Холодное лето 53-го», «Трактир на Пятницкой», «Беспредел» и другие.

Виктор также занимался боевыми искусствами и стал мастером спорта по самбо. Но его жизнь была полна трагических событий. Несчастные случаи следовали один за другим: его сбивали машины, он попадал в аварии, даже поскальзывался и получал серьезные травмы, которые требовали лечения.

В конце 2011 года актер скончался от кардиомиопатии в возрасте 61 года. Виктор был женат трижды, последняя жена была моложе его вдвое. От разных браков у него остались сын и дочь.

Василий Васильев

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Василий сыграл всего в трех фильмах про Неуловимых. В кино он больше не появлялся, несмотря на множество предложений. По словам Васильева, эти роли были настолько тусклыми, что играть их не хотелось. Тем не менее он долго работал в театре, а затем занялся музыкой. Василий много гастролировал по СССР, исполняя цыганские романсы под гитару. Он глубоко уважает цыганские традиции и сейчас руководит цыганским культурным центром. Василий женат, у него две дочери, а также внуки.

Михаил Метёлкин

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Михаил снялся в нескольких фильмах после трилогии про Неуловимых, но вскоре завершил актерскую карьеру. Затем он занялся режиссурой малоизвестных кинолент, но и это направление вскоре оставил. Впоследствии он переключился на создание рекламы и документальных фильмов, однако и здесь не задержался надолго. В итоге Михаил полностью ушел в бизнес.

Его продолжали приглашать в кино, но он неизменно отказывался. Сегодня он предпочитает держаться подальше от мира кинематографа. Тем не менее, трилогия «Неуловимые» оставила глубокий след в его жизни. Во время съемок он увлекся верховой ездой и до сих пор находит время для конного спорта в свободное время.

Валентина Курдюкова

Про моих "неуловимых"⁠⁠

После съемок «Короны Российской империи» она, как и Василий Васильев, решила не связывать свою жизнь с кино. Вместо этого она поступила в цирковое училище, но пробыла там недолго. Вскоре она встретила будущего мужа, вышла за него замуж и родила двоих детей. К сожалению, их сын не дожил до совершеннолетия.

Сейчас Валентина редко появляется на публике и не любит рассказывать о своей жизни.

Про моих "неуловимых"⁠⁠

Loading

Комментировать