Что такое WEB-3

Что такое WEB-3

Что такое WEB-3

Web 3 — это концепция развития интернета, которая предполагает создание новой версии Всемирной паутины с более мощными и гибкими возможностями. Предполагается, что эта версия будет использовать новые технологии, такие как генеративная языковая модель, блокчейн, интернет вещей и квантовые компьютеры, чтобы обеспечить большую безопасность, эффективность и доступность для пользователей.

Веб-3 может предоставить ряд новых возможностей, которые ранее были недоступны или ограничены для обычных людей. Например, это может включать в себя улучшение безопасности личных данных и информации, ускорение процессов обработки информации, повышение доступности медицинских услуг и т.д. Кроме того, веб-3 может привести к большей интеграции между различными устройствами и приложениями, что позволит пользователям получать доступ к своим данным и контенту из любого места и в любое время.

отличие web-3 от web-2 и какие преимущества?

Web 2 был первой версией Интернета, которая была разработана в 1990-х годах. Он включал в себя множество ограничений и недостатков, таких как медленная скорость соединения, ограниченный объем хранилища и низкая производительность. В то же время, web-3 является следующей эволюционной версией Интернета, которая обещает улучшить многие аспекты сети, включая скорость соединения, емкость хранилища и производительность. Основное отличие между web-2 и web-3 заключается в том, что web-3 использует новые технологии и подходы, такие как генеративная языковая модель, блокчейн, интернет вещей и квантовые компьютеры, чтобы обеспечить более высокую безопасность, эффективность и доступность для пользователей. Это означает, что web-3 может быть более надежным, быстрым и эффективным способом доступа к Интернету.

Определяющие характеристики Web 3.0:

  • децентрализация: данные больше не будут храниться на единых серверах, а распределятся между пользователями. Необходимые вычисления переедут из датацентров на ноутбуки, смартфоны и «умные» гаджеты пользователей. В настоящее время есть технологии, позволяющие добиться этого, но нет единого решения о том, какая из них будет лежать в основе «нового Интернета»;
  • ИИ и машинное обучение: интеллектуальные алгоритмы не исчезнут из Сети и все также будут продолжать помогать пользователям искать необходимый контент. Некоторые исследователи отмечают, что в будущем ИИ можно будет использовать для выявления заказных комментариев на маркетплейсах, что поможет создать более прозрачные сервисы;
  • открытость: ПО будет преимущественно с открытым исходным кодом, что позволит досконально понимать, как устроены инструменты и каким образом они взаимодействуют с юзером;
  • свобода: ожидается, что цензура в Сети будет упразднена, и у каждого будет возможность публиковать любой контент, роль модерации на себя возьмет сообщество, а не корпорации;
  • вездесущность: специалисты предполагают, что в эпоху Web 3.0 Интернет будет практически в любом месте, а распространителями станут IoT-устройства и «умные» гаджеты;
  • семантическая паутина: машина плохо понимает запросы на естественном языке и все еще часто ошибается. Для улучшения этого процесса планируют использовать технологию семантической паутины, когда из Сети можно получать информацию вида «предмет — вид взаимосвязи — другой предмет» и уже по этим данным строить логические связи.

Кроме ключевых отличий энтузиасты и специалисты пророчат и другие изменения. Во-первых, может поменяться способ авторизации в сервисах на единую прослойку, которая будет ключом ко всем ресурсам в Сети. Что-то похожее реализовано сейчас: с помощью аккаунта Google или Facebook можно войти на практически любой сайт, но в случае Web 3.0 единый аккаунт может стать и кошельком, и банковским приложением. 

Во-вторых, Интернет станет более демократизированным и полезность контента будут определять Децентрализованные автономные организации (ДАО), которыми станут крупные компании и сервисы, а участники ДАО будут иметь право голоса и принимать важные для контента и самих организаций решения. Иными словами, это что-то вроде глобальной системы кармы.

46318141450646bc71da41d7ba4a25a5

Сейчас идеи Web 3.0 все еще остаются идеями и вызывают больше вопросов, чем понимания. К тому же, концепцию зачастую продвигают криптоинвесторы и NFT-энтузиасты, которые сводят все к новому виду заработка. Для лучшего понимания общих принципов и идеи я задал интересующие вопросы тимлиду компании Zoon Панкратову Александру. Ниже — небольшое интервью.

Децентрализованные приложения подразумевают, что информация хранится на устройствах всех участников приложения, а не на едином сервере. Не значит ли это, что в будущем потребуются гаджеты с большим объемом памяти для хранения копии «половины Интернета»?

Децентрализация, в которой все участники равноценны — самый простой и надежный вариант. Но это избыточное решение. Вот несколько примеров распределенных систем, действующих уже сейчас: 

1. Торренты: можно скачать любую часть данных и раздавать только ее. Можно даже не раздавать. Благодаря тому, что разные куски находятся у многих пользователей, достигается сохранность и целостность данных. 

2. Криптовалюты: для всех популярных криптовалют есть тонкие клиенты/кошельки, позволяющие не хранить у себя полный блокчейн. Etherium в этом плане сделает еще один шаг с внедрением шардирования. Т.е. сеть будет разделена на более мелкие части, чтобы ускорить обработку транзакций. 

3. Разделение труда в человеческой истории: на заре человеческой истории каждое племя должно было полностью обеспечивать себя всем необходимым. Сейчас ни одна страна в мире не способна на такое. Человеческие знания и культура распределены между огромным количеством «участников». При этом участники не перегружены, но могут пользоваться всей сетью.

4. СМИ : в прошлом выпуск новостей был компетенцией государства и/или крупных СМИ. Сейчас новости появляются в социальных сетях, блогах, мессенджерах. Уже оттуда они попадают в классические СМИ. При этом пользователи подписаны на множество источников, чтобы получать информацию по всем интересующим темам. 

Я не вижу причин, по которым развитие Web пойдет против естественных трендов.

Часто популяризаторы NFT говорят о том, что именно в Web 3.0 технология найдет свое истинное предназначение: каждый пост, картинка и видео будет записываться в блокчейн и подтверждать факт владения пользователем. Насколько целесообразно записывать каждый мем с котиком в блокчейн, и как это скажется на экологии, ведь мы уже начинаем получать предупреждения о том, что NFT «греет» планету?

Я помню, как раньше предсказывали, что у всех будет собственный сайт или собственный персональный компьютер. В реальности все это оказалось избыточным и сложным. Вместо сайта — профиль в социальной сети, а вместо компьютера — смартфон.

NFT — это модный тренд на уникальность. Такой же, как ICO в 2017. Сфера применения такая же узкая. Например, скины для оружия в CS:GO тоже, в некотором роде, NFT. 

Уже сейчас в сети достаточно данных о том, кто и когда впервые выложил оригинал картинки, текста, музыки. И блокчейн не нужен, чтобы подтвердить авторство в суде, если потребуется. Но при этом копии и переработанные версии контента распространяются с огромной скоростью. А обычному пользователю без разницы, кто автор мема с котиком. 

С другой стороны, есть тренд на монетизацию и эксклюзивный контент для платных подписчиков. 

Надеюсь, что в будущем эти две схемы породят гибрид, при котором потребление контента будет неразрывно связано с автоматическим поощрением авторов. Примерно такая схема сейчас используется в стриминговых музыкальных сервисах, когда доходы от подписок перераспределяются между музыкантами.

Что касается экологии, то это никак не связано с принципами распределенного блокчейна. Майнинг — это просто один из механизмов честного распределения эмиссии криптовалюты и защиты увеличения от атак на блокчейн. 

Сейчас майнинг (Proof of Work, POW) отходит на второй план и заменяется на другой механизм — POS (Prof of Stake).

8653e019c21e7443d04bd7ae45bb0b25

Почему разговоры о Web 3.0 обычно сводятся в сторону криптовалют? «Новый Интернет» про криптовалюты или децентрализацию?

Криптовалюты — это самая успешная реализация задачи о византийских генералах. Никто из участников не доверяет друг другу, но при этом все доверяют системе в целом. 

Основной фактор успеха — доверие. Его можно завоевать несколькими путями. Через открытый исходный код, прозрачную систему голосования операторов нод за обновления, понятный алгоритм начисления вознаграждений, открытую историю всех транзакций. Это схема работы BTC, ETH и других блокчейнов.

Но есть и другой вариант: получить доверие пользователей с помощью собственного бренда. 

Выпуск токена USDT контролируется компанией Tether Limited. Она может выпустить неограниченное число своих токенов UDST. И даже есть мнение, что подобные факты были в прошлом. Однако это третья по капитализации криптовалюта, и ее курс стабилен. 

Криптовалюты от Facebook и Telegram также нельзя было назвать децентрализованными, но их популярность была настолько высока, что они могли стать угрозой для центробанков США и других стран. 

При этом сам центробанк США также обладает огромным доверием, которое выражается в стабильности курса. При этом другие фиатные валюты используют ту же централизованную «технологию», что и США, но доверие к ним ниже.

Централизованная модель может работать хорошо. Но. «На одного Ли Куан Ю приходится много диктаторов, подобных Мугабе». 

Негативное влияние корпораций и политики усиливается, и это снижает доверие пользователей. Появляется спрос на децентрализованные решения. А криптовалюты — только один из множества «товаров».

Как скоро ожидать переход к Web 3.0, и готовы ли корпорации отказаться от пользовательских данных и уйти к децентрализации?

Децентрализация не означает отказ от данных. И нет серьезных предпосылок к тому, чтобы данных о пользователях становилось меньше. 

Пользователи с удовольствием загружают всю свою информацию в соцсети. А корпорации успешно ее анализируют и продают рекламодателям. 

Переход произойдет в тот момент, когда децентрализованные сети станут удобнее и привлекательнее классических. 

Биткоин на несколько порядков проще, быстрее и дешевле, чем SWIFT. Ютуб интереснее, чем телевизор. Новости в твиттере появляются раньше, чем в СМИ. Удобство и доверие — основные стимулы, а не технологии, лежащие в их основе.

Децентрализация — это сложный механизм. При прочих равных централизованная база данных быстрее и дешевле в разработке, чем блокчейн. 

Если корпорации смогут сохранять доверие пользователей к своим платформам, то децентрализация может остаться не востребованной широким кругом пользователей. 

Меня больше интересует, захотят ли корпорации заботится о пользователях без конкуренции со стороны децентрализованных платформ. Возникли бы стриминговые сервисы без пиратства в сети?

Leave a Reply