Чему дети должны научиться, чтобы преуспеть в 2050 году

Чему дети должны научиться, чтобы преуспеть в 2050 году

Illustration: Benedikt Luft

Искусство переизобретения будет самым важным навыком этого века

Человечество сталкивается с беспрецедентными революциями, все наши старые истории рушатся, и никакой новой истории до сих пор не появилось, чтобы заменить их. Как мы можем подготовить себя и своих детей к миру таких беспрецедентных преобразований и радикальных неопределенностей? Ребенок, родившийся сегодня, будет чем-то большим в 2050 году. Если все пойдет хорошо, этот ребенок все еще будет в 2100 году и, возможно, даже станет активным гражданином 22-го века. Чему мы должны научить этого ребенка, который поможет им выжить и процветать в мире 2050 или 22 века? Какие навыки им понадобятся, чтобы получить работу, понять, что происходит вокруг них, и ориентироваться в лабиринте жизни?

К сожалению, поскольку никто не знает, как будет выглядеть мир в 2050 году, не говоря уже о 2100 году, мы не знаем ответа на эти вопросы. Конечно, люди никогда не могли предсказать будущее с точностью. Но сегодня это труднее, чем когда-либо прежде, потому что, как только технологии позволят нам создавать тела, мозги и умы, мы больше не сможем быть уверенными ни в чем — в том числе в вещах, которые раньше казались неизменными и вечными.

Тысячу лет назад, в 1018 году, было много вещей, которые люди не знали о будущем, но, тем не менее, они были убеждены, что основные черты человеческого общества не изменятся. Если вы жили в Китае в 1018 году, вы знали, что к 1050 году Империя Сун может развалиться, китаны могут вторгнуться с севера, а чумы могут убить миллионы. Однако вам было ясно, что даже в 1050 году большинство людей все еще будут работать в качестве фермеров и ткачей, правители будут по-прежнему полагаться на людей в качестве персонала своих армий и бюрократии, мужчины будут по-прежнему доминировать над женщинами, ожидаемая продолжительность жизни будет по-прежнему около 40, а человеческое тело останется точно таким же. По этой причине в 1018 году бедные китайские родители научили своих детей сажать рис или плести шелк; Богатые родители научили своих мальчиков читать классику конфуцианства, писать каллиграфию, или воевать верхом, и они учили своих девочек быть скромными и послушными домохозяйками. Было очевидно, что эти навыки еще понадобятся в 1050 году.

Чтобы идти в ногу с миром 2050 года, вам нужно сделать больше, чем просто изобретать новые идеи и продукты, но, прежде всего, изобретать себя снова и снова.

Напротив, сегодня мы понятия не имеем, как Китай или весь остальной мир будут выглядеть в 2050 году. Мы не знаем, что люди будут зарабатывать на жизнь, мы не знаем, как будут действовать армии или бюрократы, и мы не не знаю, какими будут гендерные отношения. Некоторые люди, вероятно, будут жить намного дольше, чем сегодня, и само тело человека может подвергнуться беспрецедентной революции благодаря биоинженерии и прямым интерфейсам мозг-компьютер. Многое из того, что дети узнают сегодня, скорее всего, не будет иметь значения к 2050 году.

В настоящее время слишком много школ сосредоточено на том, чтобы втиснуть информацию в мозг детей. В прошлом это имело смысл, потому что информации было мало, и даже медленный поток существующей информации неоднократно блокировался цензурой. Если вы жили, скажем, в маленьком провинциальном городке в Мексике в 1800 году, вам было бы трудно узнать о мире в целом. Не было ни радио, ни телевидения, ни ежедневной газеты, ни публичной библиотеки. Даже если вы были грамотны и имели доступ к частной библиотеке, там было мало что читать, кроме романов и религиозных трактатов. Испанская империя подвергла строгой цензуре все тексты, напечатанные на месте, и позволила импортировать только несколько проверенных публикаций извне. То же самое было и в том случае, если вы жили в каком-то провинциальном городе в России, Индии, Турции или Китае. Когда появились современные школы,

Напротив, в XXI веке нас наводняет огромное количество информации, и цензоры даже не пытаются ее блокировать. Вместо этого они заняты распространением дезинформации или отвлекают нас неуместными действиями. Если вы живете в каком-то провинциальном мексиканском городе и у вас есть смартфон, вы можете провести много жизней, просто читая Википедию, просматривая TED Talks и посещая бесплатные онлайн-курсы. Ни одно правительство не может надеяться скрыть всю информацию, которая ему не нравится. С другой стороны, пугающе легко наводнить публику противоречивыми сообщениями и красными сельдями. Люди во всем мире находятся всего в нескольких шагах от последних сообщений о бомбардировке Алеппо или таянии ледяных шапок в Арктике, но существует так много противоречивых сообщений, что трудно понять, во что верить. Кроме того, бесчисленное множество других вещей на расстоянии одного клика,

В таком мире учитель должен дать ученикам меньше информации. У них уже слишком много этого. Вместо этого людям нужна способность осмысливать информацию, определять разницу между тем, что важно, и тем, что неважно, и, прежде всего, объединять много кусочков информации в общую картину мира.

По правде говоря, это идеал западного либерального образования на протяжении веков, но до сих пор даже многие западные школы довольно слабо выполняли его. Учителя позволили себе сосредоточиться на распространении данных, поощряя учеников «думать самостоятельно». Из-за боязни авторитаризма либеральные школы испытывали особый ужас великих повествований. Они предположили, что пока мы даем студентам много данных и хоть немного свободы, студенты будут создавать свою собственную картину мира, и даже если это поколение не сможет синтезировать все данные в последовательную и содержательную историю о мир, будет много времени, чтобы построить лучший синтез в будущем.

Теперь у нас закончилось время. Решения, которые мы примем в ближайшие несколько десятилетий, будут определять будущее самой жизни, и мы можем принимать эти решения, основываясь только на нашем нынешнем мировоззрении. Если этому поколению не хватает всестороннего представления о космосе, будущее жизни будет решаться случайным образом.

Отопление включено

Помимо информации, большинство школ также уделяют слишком много внимания предоставлению учащимся набора заранее определенных навыков, таких как решение дифференциальных уравнений, написание компьютерного кода на C ++, идентификация химических веществ в пробирке или разговоры на китайском языке. Тем не менее, поскольку мы не знаем, как будет выглядеть мир и рынок труда в 2050 году, мы не знаем, какие именно навыки потребуются людям. Мы могли бы потратить много усилий на то, чтобы научить детей писать на C ++ или говорить по-китайски, только чтобы обнаружить, что к 2050 году искусственный интеллект сможет кодировать программное обеспечение намного лучше, чем люди, а новое приложение Google Translate позволит вам вести разговор практически без нареканий. Мандарин, кантонский диалект или хакка, даже если вы знаете, как сказать « ни хао ».

Итак, чему мы должны учить? Многие педагогические эксперты утверждают, что школы должны перейти к обучению «четырем классам» — критическому мышлению, общению, сотрудничеству и творчеству. В более широком смысле, по их мнению, школы должны преуменьшать технические навыки и подчеркивать общие жизненные навыки. Наиболее важным из них будет способность справляться с изменениями, изучать новые вещи и сохранять свой умственный баланс в незнакомых ситуациях. Чтобы идти в ногу с миром 2050 года, вам нужно сделать больше, чем просто изобретать новые идеи и продукты, но, прежде всего, изобретать себя снова и снова.

Если кто-то описывает вам мир середины 21-го века, и это не похоже на научную фантастику, это, безусловно, неверно.

По мере того, как темпы изменений возрастают, не только экономика, но и само значение «быть человеком», вероятно, будут мутировать. Уже в 1848 году « Коммунистический манифест» заявил, что «все твердое тает в воздухе». Маркс и Энгельс, однако, думали в основном о социальных и экономических структурах. К 2048 году физические и когнитивные структуры также будут растворяться в воздухе или в облаке битов данных.

В 1848 году миллионы людей теряли работу на деревенских фермах и отправлялись в большие города на фабрики. Но по достижении большого города они вряд ли сменили пол или добавили шестое чувство. И если они найдут работу на какой-нибудь текстильной фабрике, они могут рассчитывать остаться в этой профессии до конца своей трудовой жизни.

К 2048 году людям, возможно, придется справиться с миграцией в киберпространство, изменчивой гендерной идентичностью и новым сенсорным опытом, создаваемым компьютерными имплантатами. Если они найдут и работу, и смысл в разработке самой современной моды для 3D-игры виртуальной реальности, то в течение десятилетия не только эта конкретная профессия, но и все работы, требующие такого уровня художественного творчества, могут быть приняты AI. в возрасте 25 лет вы можете представиться на сайте знакомств как «25-летняя гетеросексуальная женщина, которая живет в Лондоне и работает в магазине модной одежды». В свои 35 лет вы можете сказать, что вы «человек, не зависящий от пола, проходящий адаптацию по возрасту, чья неокортикальная активность происходит в основном в виртуальном мире NewCosmos, и чья жизненная миссия состоит в том, чтобы идти туда, где раньше не было ни одного модельера». В 45 лет и датировка, и самоопределение устарели. Вы просто ждете алгоритм, чтобы найти (или создать) идеальное соответствие для вас. Что касается извлечения смысла из искусства модного дизайна, то вы настолько безвозвратно отстали от алгоритмов, что взгляд на ваши венчающие достижения в предыдущем десятилетии наполняет вас скорее смущением, чем гордостью. И у вас впереди много десятилетий радикальных перемен.

Пожалуйста, не принимайте этот сценарий буквально. Никто не может предсказать конкретные изменения, которые мы увидим в будущем. Любой конкретный сценарий, вероятно, будет далек от истины. Если кто-то описывает вам мир середины 21-го века и это звучит как научная фантастика, это, вероятно, неверно. Но опять же, если кто-то описывает вам мир середины 21-го века, и это не звучит как научная фантастика, это, безусловно, неверно. Мы не можем быть уверены в специфике; само изменение — единственная уверенность.

Такие глубокие изменения вполне могут трансформировать основную структуру жизни, превращая разрыв в ее наиболее заметную особенность. С незапамятных времен жизнь была разделена на две взаимодополняющие части: период обучения, за которым следует период работы. В первой части жизни вы накопили информацию, развили навыки, создали мировоззрение и создали устойчивую идентичность. Даже если в 15 лет вы провели большую часть своего дня, работая на рисовом поле вашей семьи (а не в официальной школе), самое важное, что вы делали, было учиться: как выращивать рис, как вести переговоры с торговцами жадным рисом из большой город и как разрешать конфликты из-за земли и воды с другими жителями. Во второй части жизни вы полагались на свои накопленные навыки, чтобы ориентироваться в мире, зарабатывать на жизнь и вносить вклад в развитие общества. Конечно,

К середине XXI века ускорение перемен и увеличение продолжительности жизни сделают эту традиционную модель устаревшей. Жизнь расколется по швам, и между разными периодами жизни будет все меньше и меньше непрерывности. «Кто я?» будет более актуальным и сложным вопросом, чем когда-либо прежде.

Это может повлечь за собой огромный уровень стресса. Изменение почти всегда вызывает стресс, и после определенного возраста большинству людей просто не нравится это делать. Когда тебе 15 лет, вся твоя жизнь меняется. Ваше тело растет, ваш разум развивается, ваши отношения углубляются. Все в движении, и все новое. Вы заняты изобретением себя. Большинству подростков это кажется пугающим, но в то же время захватывающим. Перед вами открываются новые перспективы, и вам предстоит завоевать целый мир.

К тому времени, когда вам 50 лет, вы не хотите перемен, и большинство людей разочаровались в завоевании мира. Был там, сделал это, получил футболку. Вы предпочитаете стабильность. Вы так много вложили в свои навыки, свою карьеру, свою личность и свое мировоззрение, что не хотите начинать все сначала. Чем усерднее вы работали над созданием чего-либо, тем сложнее его отпустить и освободить место для чего-то нового. Возможно, вы по-прежнему дорожите новым опытом и незначительными изменениями, но большинство людей старше 50 лет не готовы пересмотреть глубокие структуры своей личности и личности.

Есть неврологические причины для этого. Хотя мозг взрослого человека более гибкий и изменчивый, чем считалось ранее, он все же менее податлив, чем мозг подростка. Повторное соединение нейронов и перемонтирование синапсов — тяжелая работа. Но в 21 веке вы не можете позволить себе стабильность. Если вы попытаетесь удержать какую-то стабильную личность, работу или мировоззрение, вы рискуете остаться позади, поскольку мир пролетает мимо вас с свистом. Учитывая, что ожидаемая продолжительность жизни, вероятно, увеличится, вам, возможно, придется потратить много десятилетий, как окаменелость. Чтобы оставаться актуальным — не только экономически, но, прежде всего, социально — вам понадобится способность постоянно учиться и изобретать себя, конечно, в молодом возрасте, например, в 50 лет.

Лучший совет, который я могу дать 15-летнему подростку: не слишком полагаться на взрослых. Большинство из них имеют в виду хорошо, но они просто не понимают мир.

По мере того как странность становится новой нормой, ваш прошлый опыт, а также прошлый опыт всего человечества станут менее надежными путеводителями. Людям как людям и человечеству в целом все чаще приходится сталкиваться с вещами, с которыми никто никогда не сталкивался прежде, такими как сверхинтеллектуальные машины, инженерные тела, алгоритмы, которые могут манипулировать эмоциями со сверхъестественной точностью, быстрыми техногенными климатическими катаклизмами и необходимостью меняйте профессию каждые десять лет. Как правильно поступить в совершенно беспрецедентной ситуации? Как вы должны действовать, когда вы наводнены огромным количеством информации, и нет абсолютно никакого способа, которым вы можете усвоить и проанализировать все это? Как вы живете в мире, где глубокая неопределенность — это не ошибка, а особенность?

Чтобы выжить и процветать в таком мире, вам потребуется много умственной гибкости и большой запас эмоционального баланса. Вам придется многократно отпускать то, что вы знаете лучше всего, и учиться чувствовать себя как дома с неизвестным. К сожалению, научить детей принимать неизвестное, сохраняя их психическое равновесие, гораздо сложнее, чем научить их уравнению в физике или причинам Первой мировой войны. Вы не можете научиться устойчивости, читая книгу или слушая лекцию. Самим учителям обычно не хватает умственной гибкости, которой требует 21-й век, поскольку они сами являются продуктом старой системы образования.

Промышленная революция завещала нам теорию образования на производственной линии. В центре города находится большое бетонное здание, разделенное на множество одинаковых комнат, каждая из которых оборудована рядами столов и стульев. При звуке звонка вы идете в одну из этих комнат вместе с 30 другими детьми, которые все родились в один год с вами. Каждый час приходит взрослый и начинает говорить. Все взрослые получают деньги от правительства. Один из них рассказывает вам о форме земли, другой рассказывает о прошлом человека, а третий рассказывает о теле человека. Над этой моделью легко смеяться, и почти все согласны с тем, что, независимо от ее прошлых достижений, она теперь обанкротилась. Но пока мы не создали жизнеспособную альтернативу.

Взлом людей

Поэтому лучший совет, который я могу дать 15-летнему ученику, который застрял в устаревшей школе где-нибудь в Мексике, Индии или Алабаме: не слишком полагаться на взрослых. Большинство из них имеют в виду хорошо, но они просто не понимают мир. В прошлом было относительно безопасно следовать за взрослыми, потому что они знали мир достаточно хорошо, и мир медленно менялся. Но 21-й век будет другим. Из-за растущих темпов перемен вы никогда не можете быть уверены, что взрослые говорят вам, что это вечная мудрость или устаревшее предубеждение.

Так на что можно положиться? Возможно по технологии? Это еще более рискованная игра. Технологии могут вам сильно помочь, но если технология приобретает слишком большую власть над вашей жизнью, вы можете стать заложником ее повестки дня. Тысячи лет назад люди изобрели сельское хозяйство, но эта технология обогатила лишь крошечную элиту, порабощая большинство людей. Большинство людей работали с восхода солнца до заката, собирая сорняки, неся ведра с водой и собирая кукурузу под палящим солнцем. Это может случиться и с тобой.

Технология не плохая. Если вы знаете, чего хотите в жизни, технологии могут помочь вам в этом. Но если вы не знаете, чего хотите в жизни, технологиям будет слишком легко определять свои цели и контролировать свою жизнь. Тем более, что технологии лучше понимают людей, вы можете все чаще служить им, а не служить вам. Вы видели тех зомби, которые бродят по улицам с приклеенными лицами к своим смартфонам? Как вы думаете, они контролируют технологию, или технология контролирует их?

Стоит ли полагаться на себя? Это прекрасно звучит на Улице Сезам или в старомодном фильме Диснея, но в реальной жизни это не так хорошо работает. Даже Дисней приходит, чтобы понять это. Как и Райли Андерсен, большинство людей едва знают себя, и когда они пытаются «выслушать себя», они легко становятся добычей внешних манипуляций. Голос, который мы слышим в наших головах, никогда не заслуживает доверия, потому что он всегда отражает государственную пропаганду, идеологическую промывку мозгов и коммерческую рекламу, не говоря уже о биохимических ошибках.

По мере совершенствования биотехнологии и машинного обучения станет легче манипулировать глубочайшими эмоциями и желаниями людей, и станет опаснее, чем когда-либо, просто следовать своему сердцу. Когда Coca-Cola, Amazon, Baidu или правительство знают, как дергать за ниточки вашего сердца и нажимать на кнопки вашего мозга, вы все равно сможете заметить разницу между собой и их экспертами по маркетингу?

Если вы не знаете, чего хотите в жизни, технологиям будет слишком легко определять свои цели и контролировать свою жизнь.

Чтобы преуспеть в такой сложной задаче, вам нужно будет очень усердно работать, чтобы лучше узнать свою операционную систему — узнать, кто вы и чего вы хотите от жизни. Это, конечно, самый старый совет в книге: познай себя. В течение тысячелетий философы и пророки призывали людей познать себя. Но этот совет никогда не был более актуальным, чем в 21 веке, потому что в отличие от времен Лаоси или Сократа, сейчас у вас серьезная конкуренция. Coca-Cola, Amazon, Baidu и правительство стремятся взломать вас. Не ваш смартфон, не ваш компьютер и не ваш банковский счет; они в гонке, чтобы взломать тебяи ваша органическая операционная система. Возможно, вы слышали, что мы живем в эпоху взлома компьютеров, но это даже не половина правды. На самом деле, мы живем в эпоху взлома людей.

Алгоритмы следят за тобой прямо сейчас. Они смотрят, куда вы идете, что вы покупаете, кого вы встречаете. Вскоре они будут контролировать все ваши шаги, все ваше дыхание, все ваши сердцебиения. Они полагаются на большие данные и машинное обучение, чтобы узнать вас лучше и лучше. И как только эти алгоритмы знают вас лучше, чем вы сами, они могут контролировать и манипулировать вами, и вы не сможете ничего с этим поделать. Вы будете жить в матрице или в шоу Трумэна . В конце концов, это простой эмпирический вопрос: если алгоритмы действительно понимают, что происходит внутри вас, лучше, чем вы сами понимаете, авторитет переместится на них.

Конечно, вы могли бы быть совершенно счастливы, передавая все права на алгоритмы и доверяя им решать вещи для вас и для остального мира. Если это так, просто расслабьтесь и наслаждайтесь поездкой. Вам не нужно ничего делать с этим. Алгоритмы позаботятся обо всем. Однако, если вы хотите сохранить некоторый контроль над своим личным существованием и будущим жизни, вам нужно работать быстрее, чем алгоритмы, быстрее, чем Amazon и правительство, и узнать себя раньше, чем они. Чтобы быстро бегать, не берите с собой много багажа. Оставь все свои иллюзии позади. Они очень тяжелые.


Чему дети должны научиться, чтобы преуспеть в 2050 году
Из книги Юваль Ной Харари « УРОКИ XXI ВЕКА ». Copyright © 2018 Юваль Ной Харари. Опубликовано Spiegel & Grau, отпечаток Random House, подразделение Penguin Random House LLC. Все права защищены.

Оставить комментарий